Фото
Плот из бревен
Плот из бревен
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 549

Экипаж

За управление судном всегда в любых условиях отвечает капитан. Это слово появилось не так уж давно. В средние века капитаном на судне называли командира находившихся на борту солдат. Судном же управлял шкипер.

Слово капитан в его нынешнем значении стали употреблять сперва в романских странах, затем в других, в том числе и в Германии. Ныне капитан — главное лицо на судне, «первый после бога», как говорят моряки. Капитан сам выводит судно из гавани или вводит в нее, руководит кораблевождением и обеспечением навигационной безопасности плавания. От этой ответственности капитана освобождает только присутствие лоцмана или вышестоящего начальника, если он заявил о том, что берет на себя управление судном. Все наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности и быта экипажа, грузовых перевозок, состояния судна и запасов на нем, также решает капитан. Если капитан отсутствует, то эти обязанности выполняет его заместитель — первый помощник (старпом).

Управляет судном в море вахтенная служба. Вахтенные специалисты, сменяясь по команде через определенные промежутки времени, следят за работой механизмов, наблюдают за состоянием помещений и оборудования и т. д.

Численность экипажа судна зависит как от его размеров и типа, так и от степени автоматизации управления. На пассажирских судах экипаж может насчитывать несколько сот человек, на грузовых — несколько десятков. Однако в любом случае экипаж по традиции делится на палубную и машинную команды, радистов и хозяйственный персонал. На более или менее крупных судах во главе этих команд стоят офицеры, подчиняющиеся капитану.

Первому помощнику подчинены штурманы, боцман, плотник и палубные матросы. За работу энергетической установки и т. д. и обслуживающих ее специалистов отвечает старший механик, которому подчиняются механики, мотористы, одним словом, машинная команда. Почти на всех судах ответственность за радиосвязь несет специальный офицер — начальник радиостанции. А вот офицер, ответственный за административно-хозяйственную часть и финансовое хозяйство, имеется только на пассажирских или грузопассажирских судах.

Капитан судна должен быть обязательно дипломированным специалистом, т. е. окончить специальное учебное заведение.

В ГДР различают четыре вида плавания: каботажное, малое, среднее и дальнее. Под каботажным понимают плавание в Балтийском море; под малым — в Балтийском, Норвежском и Северном морях; под средним — вокруг Европы, в Средиземное и Черное моря. Районы дальнего плавания практически неограничены.

Соответственно различают и дипломы капитанов. Диплом «А6» дает право вести судно в дальнее плавание. Чтобы получить его, необходимо окончить высшее мореходное училище (в ГДР оно называется Инженерное морское училище судоходства) и иметь многолетний стаж плавания. Капитан по специальности, как правило, штурман, но он должен отлично знать и другие профессии, чтобы со знанием дела командовать своим судном. Долг капитана — умело руководить экипажем, на многие месяцы оторванным от родины.

Капитан на борту судна является представителем своей страны. Он имеет право в особых случаях выдать свидетельство о рождении или смерти и даже о заключении брака. Вахтенный журнал судна служит официальным регистрационным документом. Если судно посетила смерть, то капитан в соответствии с международными санитарными правилами и национальными традициями принимает решение — похоронить умершего в море или доставить в порт.

Первый помощник руководит той частью экипажа, которая обеспечивает кораблевождение, следит за состоянием палубного оборудования и спасательных средств, наружной обшивки и верхней палубы. Как правило, на судах дальнего плавания первый помощник также имеет диплом «А6».

За груз обычно отвечает второй помощник. Во время плавания он ежедневно контролирует его сохранность, а по приходе в порт руководит выгрузкой и погрузкой.

Третий помощник возглавляет штурманскую часть и если на судне нет особого офицера по административно-хозяйственной части, то выполняет и его обязанности.

На больших судах имеется четвертый помощник. Он подчиняется первому помощнику, несет вахту вместе с ним и отвечает за подготовку палубной команды.

Второй, третий и четвертый помощники должны иметь дипломы высшего мореходного училища.

Боцман командует матросами на борту судна, распределяет между ними судовые работы и следит за порядком, а если на судне нет плотника, то выполняет его обязанности.

На торговых судах в социалистических странах матросы палубной команды — квалифицированные специалисты, прошедшие обучение в особых школах, в капиталистических — матросы, как правило, обучаются прямо на судне во время плавания.

Мы уже говорили, что машинная команда подчиняется старшему механику. Старший механик, так же, как капитан и первый помощник, должен иметь высший диплом по своей специальности — «С6». Многообразны обязанности старшего механика. В море и в гавани он отвечает за работу машин и всего прочего электромеханического оборудования, в доке или на заводе руководит всеми ремонтными работами. Старший механик, в зависимости от величины и типа судна, имеет несколько помощников.

Первый помощник является его заместителем, он несет ответственность за состояние электромеханического оборудования в целом.

Второй помощник старшего механика отвечает за эксплуатацию главных машин, а третий — вспомогательных механизмов.

Молодые механики, недавно окончившие морские училища, проходят службу в должности четвертого помощника под непосредственным руководством старшего механика.

Современное судно отличается большой энерговооруженностью. Поэтому существует также должность помощника по электрочастн — инженера-электрика.

Кроме того, на судне должен быть еще ряд дипломированных техников: по холодильным установкам, по ремонту механизмов и оборудования.

В составе машинной команды есть и другие специалисты. Они обслуживают двигатели и насосы, котлы и вспомогательные механизмы, электрооборудование и т. д.

Там, где еще котлы питаются углем, у кочегаров есть помощники — триммеры. Они подвозят уголь к топке, разравнивают уголь в угольной яме.

В прямом подчинении у капитана находится начальник радиостанции. Если на судне есть еще радисты, то он руководит ими, отвечает за исправность радиоаппаратуры, за работу радиолокационных станций. Главная задача начальника радиостанции — обеспечить устойчивую связь с радиостанциями своей страны и портов других государств, нести особую вахту — принимать сигналы бедствия на море, передаваемые на установленной международными правилами волне.

И, наконец, несколько слов об административно-хозяйственной службе. На пассажирских судах ею руководит особое лицо, а на прочих обычно один из помощников капитана. Кто бы ни возглавлял эти работы, дел у него более чем достаточно. Это и выдача заработной платы экипажу, и закупки продуктов питания, топлива, и таможенный досмотр, и многое другое.

В административно-хозяйственную службу входят кок и его помощники на камбузе, старший стюард и его подчиненные и другой обслуживающий персонал. На пассажирских судах имеются парикмахерские и прачечные, гладильные и мастерские по ремонту и даже пошиву одежды, кондитерские и кафе. И везде работают квалифицированные специалисты.

Страниц: 1
Опубликовано: 03.11.18 | Просмотров: 34 | [ + ]   [ - ]   | Печать