Фото
Олеся Малибу на яхте
Олеся Малибу
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 225

Второе хождение вокруг света

Саид
Евгений Александрович Гвоздев дважды обошёл на яхтах вокруг света. Первое своё плавание, на 5-метровой яхте «Лена», он совершил в 1992 – 1996 годах. Второе, на 3,5-метровом «Саиде», началось в 1999, а закончилось совершенно недавно – в августе 2003. Несколько месяцев было дано знаменитому яхтсмену-одиночке на отдых, но настала пора и выйти на люди – рассказать о своём тяжёлом и рекордном походе.

Встреча со знаменитым яхтсменом-одиночкой была организована Московской яхт-школой – такие встречи являются обязательным элементом морской культуры. И представил знаменитого яхтсмена-одиночку участникам встречи сам директор яхт-школы Валерий Вячеславович Романов.

Он рассказал о жизненном пути, который был пройден Евгением Гвоздевым, начиная аж с момента эвакуации будущего кругосветчика из Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.

Однажды, в 20-летнем возрасте, Евгению Гвоздеву попалась в руки газета в которой рассказывалось о том, как какой-то француз построил себе яхту и обошёл на ней вокруг света. Поражённый Гвоздев кинулся в библиотеку – оказалось, таких людей, как тот француз – полным-полно. А вот одна шестая часть земли, Советский Союз, увы, своего кругосветчика не породила…

Почему не породила, Евгений Гвоздёв понял несколько позднее, пытаясь все 70-е и 80-е годы получить разрешение на выход за пределы территориальных вод. Такое разрешение ему удалось получить только в 1992 году, после чего и состоялось знаменитое кругосветное плавание на яхте «Лена» – первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе.

О том, что произошло далее, слово самому Евгению Александровичу Гвоздеву:

Отход
Закончилось первое плавание. Сижу дома, смотрю телевизор. Политика, футбол, политика, футбол… Решил – пора идти в следующее плавание. Со своим другом, журналистом, обзвонили весь бывший Советский Союз, все заводы, которые когда-то строили яхты, все яхт-клубы. Но нигде ничего не нашли…

… А у меня на балконе – строится свой собственный мини-крейсер. Сфотографировал его и отправил в Канаду. Через некоторое время получаю письмо: «Дорогой, Евгений! У меня есть яхта, «Баккарди». Новая – 7,5 метров длина, GPS, радиостанция, мотор» и т.п.

7, 5 метров – моя мечта! Две недели голова шла кругом! Но потом стали одолевать мысли: ну, хорошо, я соберу деньги, друзья помогут, прилечу в Канаду, стартую из Ванкувера под канадским флагом. И буду канадцем русского происхождения? Пришлось отказаться. Принцип должен быть таков: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом. И, желательно, чтобы и спонсоры были наши. И чтоб вернуться в наш порт.

И вот, пожалуйста (тут Евгений Гвоздев показал нам слайд с изображением «Саида» – авт.): яхта спроектирована нашими мозгами, построена на нашей судоверфи «Балкон», из наших материалов, которые я нашёл на мусорной свалке. Жена до сих пор ещё не знает, что я отрывал от пенсии на эпоксидную смолу…

В 1999 году яхта была спущена на воду (длина – 3,70, ширина 1,46, вес без киля – 350 кг, киль – 110 кг свинца – авт.). Планировалось, сразу погрузить её на машину и отвезти в Новороссийск. Но руководство Махачкалы сочло, что будет неплохо, если я стартую из родного города. Так и было сделано – стартовал из Махачкалы. А уже из Астрахани яхту машиной доставили в Новороссийск.

Из Новороссийска меня трое суток не выпускали в море наши доблестные пограничники. Узнали, что в кассе яхты лежит 300 долларов. Директор яхт-клуба обещал, что мне поставят памятник в Новороссийске, если я не заплачу 100 долларов за отход. 2 июля 1999 года я вышел в море, не заплатив ни цента – надеюсь, что памятник уже установлен…

Атлантика
На Канарских островах мне прислали денег, и я закупил в супермаркете продукты. И вот тут возникла проблема, как на 350-килограммовой яхте разместить груз в 750 кг? Ребята, это очень сложная проблема. Но, тем не менее, когда я это всё разместил, ко мне пришли друзья – 9 человек – и они все стояли на палубе! 9 человек!

Атлантика. Первое плавание было у меня через Панамский канал, думаю: какого чёрта я попрусь опять через Панамский канал? Тем более, что у меня там ещё долг остался – 41 доллар. За прохождение канала. Пойду через Магелланов пролив!

Рио-де-Жанейро. Ну, кто не знает Рио-де-Жанейро! Голубая мечта великого русского мыслителя Остапа Ибрагимовича! Через 3 месяца прихожу в Рио-де-Жанейро… Яхт-клуб «Рио-де-Жанейро». Самый, самый, самый великий клуб во всей Южной Америке! 1100 крупных яхт и катеров, не считая разной мелочи. Только пришвартовался, не успел концы закрепить:

– Сеньор руссо навиганто! С документами – в администрацию.

Документы под мышку и к директору яхт-клуба. Тот документы посмотрел:

– Яхта маленький?
– Маленький.
– Яхта плохой?
– Плохой, – я со всем соглашаюсь.
– Давай, твоя уходить отсюда!
– Не понял?
– Яхта маленький, плохой – уходить, уходить отсюда!

А в рекламном проспекте, по которому я ориентировался, было сказано, что стоянка в яхт-клубе первые трое суток бесплатна. Думал, постою трое суток, пока буду оформлять документы – сэкономлю деньги.

– Я не понял, – говорю директору, – я пришёл в Рио-де-Жанейро. У меня проблемы. Кончилась вода, продукты, мне надо поменять деньги (французы дали 600 франков), закупить продукты, позвонить домой…
– Уходи!
Большое спасибо. Вернулся на яхту, убираю концы. Подходит мужик:
– Ты из России, что ли?
– Да, – отвечаю, – из России.
– А куда уходишь?
– Да, вот, выгоняют. Пойду, стану на якорь.
– Кто выгоняет?
– Директор
– Я вице-командор яхт-клуба. Сейчас все проблемы решим.

Позвонил и буквально через пять минут подъехал командор:
– Стой здесь столько, сколько тебе понадобится, и бесплатно…

… Ребятишки катаются на швертботах. Но ни одного чёрного нет. Спросил у одного человека: а почему только белые, почему чёрных нет? Да, говорит, это у нас такая традиция… Я потом и у других расспрашивал. Тот же ответ: это у нас традиции такие, с прошлых веков остались – даже сам Пеле не мог бы быть членом нашего клуба…

Тихий океан
Проблема была в том, что яхта – очень маленькая. Продуктов можно было взять только 120 кг, воды – совершенно недостаточное количество… 4800 миль пути. Я рассчитывал, что будут дожди, но, в первые три месяца перехода ни капли дождя не упало. Насколько мне известно, для нормальной жизни и деятельности, для моего веса, необходимо минимум 4 литра воды в сутки. По 50 миллилитров на 1 килограмм веса.

В течение трёх месяцев я вынужден был употреблять по 1,5 литра в сутки. На еду и на питьё. Это очень мало. Утром: завтрак – рис, вечером – макароны, посреди дня – небольшая чашечка кофе, среди ночи – небольшая чашечка чаю. На всё про всё 1,5 литра. На третий месяц начались проблемы с почками… На четвёртый месяц пошли дожди и мои проблемы закончились. Таити, потом Австралия, Дарвин.

Австралия – это такая страна, въезд в которую осуществляется по предварительно оформленной визе, которой у меня не было.

Я попросил катамаран, который проходил мимо меня, чтобы они по рации сообщили в иммиграционную службу, что у меня нет визы, что я буду заходить в порт, и что я прошу их прибыть ко мне на борт для оформления визы.

Иммиграционная служба добросовестно прибыло на борт яхты, и… оштрафовала меня на 3000 долларов! Как нелегального мигранта.

Я говорю им:

– Ребята, я зашёл транзитом, у меня хлеб кончился, воды всего 2 литра осталось, мне нужно позвонить в наше посольство.
– 3000 долларов!

Потом, после того как журналисты шум подняли, дали мне и временную визу и продуктами снабдили…

Индийский океан. Возвращение

От Австралии до Кокосовых островов я пробежал за месяц. Для такой яхты это очень здорово. В Атлантике мой суточный переход составлял 75 миль, в Тихом океане – 85, а в Индийском – 98 миль в сутки. Попробуйте так разогнать этот утюг! Очень сложно.

Дошёл до Кокосовых островов, почистился, набрал водички, планировал идти дальше через Маврикий, Кейптаун до Штатов, Канады, а потом, через Европу – домой. Но получил сообщение ,что моему сыну сделали операцию и решил (без карт, потому что не планировал такой маршрут) идти на Цейлон, в Индию… Думал, это цивилизованные страны, помогут с картами… Не хочется и говорить… Удручающее впечатление…

Джибути, Суэцкий канал, Лимасол. Там, в Лимасоле все мои проблемы и закончились. В Стамбуле встретился с Виктором Языковом – удивительный человек! Он шёл на яхте «Сити оф Сочи». Мы познакомились, и он предложил взять меня на буксир.

Из Сочи мою яхту на машине доставили в Астрахань, поскольку в Махачкалу я должен был прийти своим ходом. На этом моё плавание и закончилось.

… Я против одиночных плаваний. За рубежом, в 85-90 процентах случаев, на яхтах ходят семейные экипажи, и только 5 процентов – одиночки и такие «прокажённые» как на «Апостоле Андрее». То есть ненормальные люди. А нормальные – ходят семейными экипажами…

Много всего интересного доводилось видеть в пути. Но самое интересное – это встречи с людьми. В Стамбуле познакомился с Виктором Языковым, а уже здесь, в Москве, с Николаем Литау. То, что они делают, вызывает уважение…

* * *
К этому рассказу Евгения Гвоздёва нам остаётся добавить только две вещи:

1. Второе плавание Гвоздева знаменито ещё и тем, что «Саид», построенный на балконе, стал самой маленькой яхтой прошедшей вокруг света через Магелланов пролив.
2. Русские кругосветчики договорились о том, чтобы в скором времени встретиться на Таити.

Да пребудут вовеки на просторах Мирового океана российские флаги! И в большом количестве!

Ссылки:

www.mys.ru – сайт Московской яхт-школы, материалы о походах Гвоздева, Литау, Языкова и других знаменитых капитанов

Константин Быков, x-team.ru, 25.12.03

Страниц: 1
Опубликовано: 03.06.17 | Просмотров: 189 | [ + ]   [ - ]   | Печать
 
 
© 2017 All right reserved Sail1.ru