Фото
Cutty Sark
Cutty Sark
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 549

Морские легенды

Летучий голландец
Моряки любят рассказывать таинственные, полные приключений истории — странный сплав фантазии, поэзии и действительности, — излюбленными героями которых являются морские чудовища, привидения и духи.

Чрезвычайно популярны, например, рассказы о морских змеях. Морские змеи существуют в природе. В тропических водах Индийского и Тихого океанов встречаются многие виды змей, длиной два, иногда четыре метра. Они родятся живыми, питаются рыбой, имеют, как правило, пеструю окраску, ядовитые зубы, по бокам проходят плавники. Встречаются водяные змеи огромных размеров, например анаконда достигает в длину шести - восьми и даже одиннадцати метров. Но анаконда живет в основном в пресных водах и на суше. Гигантские морские змеи, легенды о которых веками волнуют людей, конечно, не имеют ничего общего с морскими змеями, известными науке.

Многочисленные наблюдения, проведенные за последнее столетие, позволяют сделать предположение о существовании морских животных, о которых мы еще ничего не знаем. Не раз появлялись сообщения о морском животном, достигавшем десяти - двадцати метров в длину. Его видели члены экипажей и пассажиры американских, английских, французских и немецких судов. Передвигаясь в воде, животное примерно на метр поднимало голову каплеобразной формы, похожую на тюленью. Летом 1817 г. подобное существо наблюдали в течение двух месяцев в водах Массачусетского залива в Северной Америке, а летом 1933 г. — на озере Лох-Несс в Шотландии. Вот уже несколько десятилетий это озеро вызывает интерес англичан и не только англичан.

В начале 1969 г. появилось еще одно сообщение о гигантских морских змеях. Из Антарктики с советского китобоя передали о морской змее, которую обнаружил экипаж вертолета при полете над океаном с высоты тридцати метров. Ее длина достигала пятнадцати метров, а коричневая голова в поперечнике — около метра. Змея рывками двигалась почти у поверхности океана. Несколько минут спустя была замечена вторая змея таких же размеров.

Не менее популярны истории о «Летучем голландце», одна из которых стала известной всему миру благодаря Рихарду Вагнеру.

В эпоху парусного флота родились эти легенды о кораблях-призраках. Часто, попав ли в полосу мертвого штиля, из-за недостатка ли припасов, по иным ли причинам, моряки покидали свои суда и пытались добраться на шлюпках до ближайшей земли. Брошенные на волю ветра и волн суда, порой даже с неспущенными парусами, годами носились по просторам океанов. Ужас охватывал моряков при встрече с безмолвным кораблем-призраком — свидетелем трагедии. Иногда во мраке ночи происходили столкновения с такими судами или их обломками, которые приводили к гибели корабля и его команды. И легенды обрастали новыми деталями и подробностями.

Возможно, что у «Летучего голландца» есть исторический прообраз — какой-нибудь голландский капитан XVII в. Но легенда есть легенда — в ней причудливо сочетается правда и вымысел. В легенде рассказывается о капитане, опытном мореплавателе, который вопреки старинной морской примете отважился выйти в море в страстную пятницу. Курс его корабля лежал в Ост-Индию... Страшной силы встречный ветер не давал голландцам обогнуть мыс Доброй Надежды. И тогда капитан проклял бога и поклялся обойти мыс, даже если это будет длится до судного дня.

Судно не вернулось в родную гавань. Вечно носится оно по океанам, ведь капитан должен выполнить свою клятву.

Если легенда о чудовищной морской змее, как и легенда о «Летучем голландце», в какой-то мере опирается на факты, то странное поверье о Klautermanne — добром духе корабля — плод чистейшей фантазии. Это поверье особенно распространено среди моряков Балтики и Северного моря. Klautermann — конопатчик, своего рода домовой. Он поселяется на судне с момента его закладки на стапеле или с момента установки грот-мачты, тайно помогает содержать в порядке паруса, тросы и, конечно, подшучивает над командой. Дух наперед знает судьбу своего «подшефного» судна и покидает его только перед кораблекрушением. Но прежде чем исчезнуть с судна, он обязательно предупредит капитана или кого-нибудь из экипажа о грозящей опасности. Напоследок Klautermann появится на верхней палубе, на топах 17 мачт или реях 18 или предстанет перед капитаном, чтобы проститься с ним. Разумеется, каждое судно имеет только одного доброго духа-покровителя.

Истории о кораблях-призраках возникли в эпоху парусного флота

17 Топ (англ. top) — верхний конец мачты, стеньги и т. п.

18 Рей (гол. rae) — металлический или деревянный поперечный брус, подвешенный за середину при помощи специального устройства к мачте или стеньге. На парусных судах служит для привязывания к ним прямых парусов.

Страниц: 1
Опубликовано: 26.02.17 | Просмотров: 524 | [ + ]   [ - ]   | Печать