Фото
"Золотой глобус"
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 538

Фернан Магеллан

Victoria
Фернан Магеллан (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes, лат. Ferdinandus Magellanus; 1480 г., Саброза, область Траз-уж-Монтиш, Королевство Португалия — 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) — португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.

Экспедиция Магеллана (1519 - 1522)

Состав экспедиции - 5 кораблей: адмиральский "Тринидад" (110 т), "Сан-Антонио" (120 т) - капитан Хуан Картахена, "Консепсион" (90 т) - Гаспар Кесада, "Виктория" ("Победа" 85 т) - Луис Мендоса, "Сантьяго" (75 т) - Хуан Серрано. Экипаж всей флотилии - 239 человек.

20 сентября 1519 года вышли из устья Гвадалквивира и направились через канарские острова на юго-запад, к берегам Бразилии. В конце ноября достигли восточной оконечности Южной Америки, а в середине января - устья Ла-Платы. Потом шли на юго-запад, а затем - на юг. 1 апреля 1520 года, когда стала приближаться зима южного полушария, остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан, у 49° северной широты.

18 октября эскадра двинулась на юг вдоль патагонского берега. 21 октября 1520 года вошли в Магелланов пролив. 28 ноября вышли из Магелланова пролива (длина 550 км) в Тихий океан. Пройдя на север до 30,5° южной широты, повернули на западо-северо-запад по направлению к Молуккам. Пересекая Тихий океан флотилия прошла 17000 км.

6 марта 1521 года появились на западе три острова из Марианских островов. Утром 16 марта 1521 года, пройдя в западном направлении 2000 км, подошли у 10° северной широты к острову Сиаргао из Филиппинских островов. 13 февраля 1522 года, пройдя Молукки потеряли из виду Тимор и взяли курс на юго-запад на мыс Доброй Надежды.

20 мая "Виктория" обогнула мыс Доброй Надежды.

6 сентября 1522 года она достигла устья реки Гвадалквивир с экипажем в 18 человек.

Первые последователи Магеллана

Экспедиция Лоайсы - Элькано. 1525 - 1527 гг. 7 кораблей. 450 человек.

Плавания Сааведры:

Первое плавание. 1527 - 1528 гг.

Второе плавание. 1529 г.

Экспедиция Вильяловоса. 1542 - 1546 гг.

То, на что они решились и что совершили, они сделали первыми. Отныне ни один человек на Земле не услышит:
"PRIMUS CIRCUM DEDISTI ME"
"Ты первым обошел вокруг меня"

Маршрут первого кругосветного плавания

20 сентября 1519 в первое в мире кругосветное плавание ушла экспедиция Магеллана После смерти капитана на Филиппинах, в стычке с аборигенами, его место займет помощник штурмана Хуан Себастьян Эль-Кано. И хотя по справедливости именно его надо бы считать первым человеком, обогнувшим земной шар, все признают: только благодаря энергии Магеллана этот поход вообще состоялся.




Два портрета Магеллана

Фернандо Магеллан - испанский мореплаватель, по происхождению португалец. В 1505-1512 годах он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан, дважды доходил до Малакки (Малайзии) - в 1509 и 1511 годах. Разработал проект плавания западным путем к Молукским островам (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонен португальским королем в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь. В 1517 году этот проект был принят испанским королем, и 20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Фернандо Магелланом вышла из порта Сан-Лукар-де-Барамеза (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа "Южное море". Кроме того, в инструкции, данной Магеллану королем Карлом I, было сказано: "Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова".

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей: "Тринидад" водоизмещением 110 тонн под командованием адмирала Магеллана; "Сан-Антонио" - 120 тонн, капитаном был инспектор флота Хуан де Кортахена; "Консепсион", 90 тонн - капитан Гаспар де Кассада; "Виктория", 85 тонн - капитан, казначей флота Луисо де Мендоса и "Сант-Яго", 75 тонн - капитан Жуан Серрана.


Экспедиция Магеллана

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию. В сентябре 1520 года экспедиция на четырех кораблях ("Сант-Яго" погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжелым; кроме того, "Сан-Антонио", шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. "Южное море" Магеллан назвал Тихим океаном, "потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури". Более трех месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля.



Корабли экспедиции Магеллана в Магеллановом проливе


Гибель Магеллана

Из трех оставшихся кораблей только "Виктория" была в состоянии продолжать дальнейший путь к Испании. Погрузив груз пряностей, "Виктория" под командованием Хуана Себастьяна д'Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и, избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину. Продажа груза, привезенного "Викторией", не только покрыла все расходы на экспедицию, но и дала значительную прибыль.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.



Маршрут экспедиции Магеллана
Эта страничка принадлежит вебсайту Веселый Роджер


МАГЕЛЛАН (португ. Магальяйнш) Фернан (ок. 1480 - 27.IV 1521)
Португальский мореплаватель, организатор и участник первого кругосветного путешествия. Р. в селении Саброза (провинция Тразуж Монтиш). Принимал участие в завоевательных походах португальцев в Вест-Индию, побывал в Индии, на п-ове Малакка, на о-вах Суматра, Ява, Молуккских, в Северной Африке (1505 - 1512).
Предложил португальскому королю проект достижения западным путем Молуккских о-вов, славившихся пряностями. Получив отказ, уехал в 1517 в Испанию, где его план был одобрен.
В 1519 отплыл из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда. Флотилия состояла из пяти судов, численность экипажа - 265 человек. В январе 1520 подошел к устью р. Ла-Плата, которое принял за пролив, но вскоре убедился в своей ошибке. В поисках пролива заходил во все бухты и заливы восточного побережья Южной Америки и описал их.
Только в октябре 1520 вошел в пролив (получивший впоследствии наименование Магелланова). Обследовал его и открыл к югу архипелаг Огненная Земля. Пройдя пролив, флотилия вышла в открытый океан.
Так как за три месяца плавания по нему не случилось ни одной бури, Магеллан назвал его Тихим.
В марте 1521 экспедиция достигла Филиппинских о-вов. В стычке с туземцами о. Мактан Магеллан был убит. Только корабль <Виктория> с экипажем численностью 18 человек под командованием Х. С. Элькано пересек Индийский океан, обогнул Африку и в сентябре 1522 вернулся в Испанию.
Экспедиция Магеллана впервые доказала существование единого Мирового океана, установила, что между Америкой и Азией лежит водное пространство, более широкое, чем Атлантический океан, а также подтвердила, что Земля имеет форму шара. При этом было окончательно установлено, что Колумб открыл новый континент.
Описал кругосветное путешествие Магеллана участник его экспедиции итальянец Антонио Пигафетта.

Фернандо Магеллан

Корабль Магеллана - Виктория
Фернандо Магеллан (1480-1521) родился в Саброзе, португальской провинции, не имеющей выхода к морю. Тринадцати лет от роду он был принят ко двору в качестве пажа. Ему было девятнадцать лет, когда Васко да Гама вернулся из Индии. Открытия да Гамы произвели на молодого Магеллана сильное впечатление, и в 1504 году он записался добровольцем в отряд португальской армии, отправлявшийся в Индию.
Магеллан был назначен на корабль, который по поручению короля должен был обследовать Малайский архипелаг. Служа во флоте, Магеллан сражался с магометанами и туземцами в Гоа, Кочине и Малакке. Он был дважды ранен и несколько раз отличился в сражениях. Магеллан видел богатую цивилизацию на Суматре и в Малакке. Но чем далее продвигался он на восток, тем первобытней оказывалась жизнь туземцев. Один из товарищей Магеллана, Франсиско Серрано, остался на востоке, поступив на службу к местному князьку на острове Тернате. Вероятно, уже на востоке Магеллан начал размышлять о возможности добраться в Индию западным путем.
Вернувшись в 1512 году в Португалию, Магеллан углубился в изучение навигации. Ему не давало покоя желание проложить путь с запада к своему другу Серрано. Но в 1513 году Магеллан был послан в экспедицию против мавров в Марокко. Его отряд легко одержал победу, однако сам он был обвинен в мелких проступках и вызван в Лиссабон. Он явился, чтобы дать объяснения суду, но суд не состоялся, и дело заглохло.
В 1517 году Магеллан предстал перед королем с разработанным планом путешествия в Индию вокруг Америки. Он знал, что в 1513 году Баль-боа пересек Панамский перешеек и видел Тихий океан, и это еще сильнее разжигало его желание. Португальский король прогнал Магеллана. Это был непростительный промах со стороны монарха, потому что к тому времени, когда Магеллан смиренно просил его дать ему корабли для плавания в Индию западным путем, он уже зарекомендовал себя как умелый мореход и смелый солдат.
Тогда Магеллан покинул родину, отказался от португальского подданства и отправился в Испанию. Здесь он изложил свой план императору Карлу V.
По Тордесильясскому договору, заключенному между Испанией и Португалией, земной шар делился пополам с севера на юг. Все новые земли, лежащие в Новом Свете, кроме части Бразилии, имела право захватить Испания, а африканское побережье Атлантического океана и берега Индийского океана отводились Португалии. Обе страны больше всего интересовались пряностями, причем Магеллан был уверен, что родина пряностей - Молуккские острова - лежат в испанской части мира, к востоку от той границы между Испанией и Португалией, которая проходила по неведомым тогда землям и морям Восточной Азии. Магеллан хотел пробраться к Молуккским островам окружным путем.
Карл V заинтересовался проектом, и Магеллан получил его разрешение на исследование востока вдоль пограничной линии, обусловленной Тордесильясским договором.
Летом 1519 года Магеллан был назначен главным капитаном флота из пяти кораблей. 26 сентября флот зашел за водой и продуктами на остров Тенериф. Перед отправкой в дальнейший путь, 3 октября, Магеллан получил письмо от своего родственника Диего Барбоса, который предупреждал его, чтобы он остерегался зависти испанских капитанов, в особенности Хуана де Картегена. Магеллан принял это к сведению и приказал сниматься с якорей.
Корабли двинулись на юг между Зеленым Мысом и островами Зеленого Мыса. Здесь они попали в полосу штормов и встречных ветров. Шестьдесят дней подряд шел дождь.
Наконец на мачтах и вантах появились мерцающие огни. Это были электрические разряды, которые моряки считали хорошим предзнаменованием. Скоро погода прояснилась. Корабли быстро пошли на юго-запад, к берегам Южной Америки. Но, еще не дойдя до них, некоторые капитаны отказались отдавать Магеллану полагающийся салют и стали возражать против взятого им курса. Тогда Магеллан приказал: "Следуйте за флагманским кораблем и не рассуждайте".
23 ноября испанцы приплыли к мысу Святого Августина в Бразилии и были хорошо встречены туземцами, а 13 декабря они вошли в бухту Санта-Лучиа, где теперь стоит город Рио-де-Жанейро.
В марте 1520 года флот достиг 45° южной широты. В мрачную и холодную погоду, с трудом пробившись через рифы, корабли вошли в маленькую бухту, которую Магеллан назвал Пуэрто Сан-Хулиан. Как только бросили якори, в ненастную ночь на 1 апреля, на кораблях вспыхнуло восстание. Тридцать человек с корабля "Консепсион", и в числе их Эль-Кано, захватили корабль "Сан-Антонио". Часть оставшихся верными Магеллану моряков была заколота, а часть закована в цепи. "Виктория", "Консепсион", "Сан-Антонио" оказались в руках мятежников. Гомес де Эспиноса и Дуарте Барбоса остались верны Магеллану.
Ночью мятежники пытались покинуть гавань на захваченных ими кораблях. Произошло настоящее сражение, в результате которого восставшие были разбиты. Времени для колебаний не было. Два зачинщика были высажены на пустынный берег, а остальные были казнены. Сорок человек команды были закованы в кандалы.
Порядок был восстановлен, но впереди лежал еще очень трудный
Надвигалась холодная, суровая зима. Магеллан горел нетерпением обогнуть Америку и выйти в Великое Южное море. В конце апреля "Сант-Яго" получил приказ исследовать дорогу на юг. Остальные корабли стали его ждать. Время тянулось медленно.
Однажды на берегу появился туземец гигантского роста. Он был одет в грубые кожаные сапоги и отплясывал какой-то странный танец. В память этого случая испанцы назвали страну Патагонией ("Страна больших ног"). Вслед за первым туземцем пришли еще другие. Потом появились еще два человека, танцевавшие от холода. В темноте их было тоже приняли за туземцев, но они оказались матросами с "Сант-Яго". Матросы рассказали, что, выйдя из бухты, они открыли реку, которую назвали Санта-Крус. Но вскоре после этого их корабль разбился во время шторма. Команда спаслась, но отчаянно голодала.
Эти два матроса несколько дней брели по безбрежной болотистой равнине.
Магеллан послал в помощь потерпевшим двадцать четыре человека с двухмесячным запасом провизии. В конце концов, после бесчисленных трудностей, команда "Сант-Яго" вернулась, но корабль был потерян.
24 августа флот вышел из Пуэрто Сан-Хулиан и направился на юг. Зимние штормы еще не кончились, но корабли кое-как подвигались вперед и спустя два дня вошли в устье реки Санта-Крус. Здесь путешественники набрали пресной воды, наловили рыбы и убили несколько лам для пополнения мясных запасов.
18 октября флот вышел из Санта-Крус и 21-го обогнул большой мыс, который моряки назвали мысом Одиннадцати Тысяч Дев. За ним среди мрачных утесов начинался узкий проход, который мог быть или устьем реки, или проливом. Попробовали воду, она была соленой. Очевидно, это был долгожданный пролив.
Плавание в проливе требовало большого искусства. В узких запутанных каналах приливы были исключительно сильны. Из-за большой глубины не удавалось встать на якорь. Дули встречные ветры, а по ночам налетали штормы, приносившие леденящий холод со снежных вершин, обрамлявших берега. По ночам среди пустынных скал, лежавших на юге, вспыхивали костры туземцев. Испанцы назвали это место Тиерра дель-Фуэго ("Огненная Земля"). На следующий день "Сан-Антонио" и "Кон-сепсион" отправились на разведку пролива.
Через два дня корабли вернулись, открыв кишевшую мелкими рыбками реку, которую они назвали рекой Сардинок, и к северо-западу от нее мыс Десеада ("Желанный").
Во время второй разведки "Сан-Антонио" исчез. Бунтовщики захватили этот корабль и направились на нем назад в Испанию. Но в то время никто во флоте об этом не знал. Барбоса вернулся к мысу Одиннадцати Тысяч Дев и кораблю, который считали пропавшим, оставил там флаг с инструкцией. Наконец 18 ноября три оставшихся корабля нашли выход из пролива и вышли в Тихий океан.
Испанцы попали в океан во время штилей, и поэтому Магеллан назвал его Тихим. Но хотя на нем не было штормов, все же это плавание было мучительным испытанием. Пресная вода кончалась, пища тоже, а корабли, подгоняемые непрекращавшимся попутным ветром, все бежали да бежали по безбрежным водным просторам. Черви изгрызли остатки сухарей, началась цинга. Путешественники ослабели, их кожа покрылась язвами, лица побледнели. Люди умирали. 24 января корабли проплыли мимо пустынного острова; 4 февраля прошли мимо другого пустынного острова. Путешественники назвали их "Несчастливыми островами" (ныне они называются остров Сан-Пабло и остров Акул). Продукты кончились. Люди содрали кожаную обивку с рей, четыре дня мочили ее в море, затем жарили и ели. Чтобы хоть чем-нибудь набить себе желудки, моряки ели также опилки. Крысы, если их удавалось поймать, считались лакомым блюдом и продавались по полдуката. Но крысы были тощи, они тоже голодали. Наконец 6 марта показались острова. Туземцы встретили пришельцев недружелюбно. Произошла стычка, во время которой туземцы потеряли семь человек, а у испанцев была украдена шлюпка. Захватив лишь скудные припасы, моряки снова снялись с якоря и вышли в море. Испанцы назвали эти острова Ладронес, что значит "Разбойничьи".
16 марта наконец путешественники подплыли к цветущему острову - Самар (в группе Филиппинских островов). Туземцы Самара оказались более гостеприимными, чем жители Разбойничьих островов.
Моряки достали у них вволю продуктов и пресной воды. Завязалась 1ГОВЛЯ. Магеллан и король обменялись визитами. Магеллан усердно занялся обращением жителей Самара в христианство. Через некоторое время корабли двинулись дальше.
Флот приближался к острову Себу; Магеллан понимал, что его странствия подходят к концу. Установление связи с уже открытыми землями Старого Света было только вопросом времени. Один встретившийся им туземец уже понимал язык слуги Магеллана, вывезенного им с Малакки.
Во время стоянки кораблей у острова Себу между вождем этого острова и вождем независимого племени на маленьком островке Мактан возникла междоусобная война. Магеллан считал, что он должен поддержать своих новообращенных друзей, и ввязался в войну. Он взял сорок человек из своей команды и на нескольких больших лодках отправился на Мактан. Но так как туземцев оказалось очень много, Магеллан только успел сжечь часть деревни, а затем его отряд был оттеснен к берегу и вынужден был спасаться, бросившись к лодкам. Моряки из лодки Магеллана дрались дольше всех, прикрывая отступление других. Дважды шлем командира был сбит с его головы, но он снова надевал его и продолжал стрелять. Магеллан был ранен в ногу, в лицо ему попала отравленная стрела, а он, находясь уже по пояс в воде, не переставал сражаться. Но в тот момент, когда он оглянулся, чтобы убедиться, все ли его люди благополучно сели в лодки, удар деревянного меча сбил его с ног. Ряды туземцев сомкнулись над ним.
Магеллан упал в воду, но туземцы продолжали наносить ему удары мечами. Восемь человек погибли вместе со своим командиром, остальные спаслись в лодках.
Лишившийся своего адмирала флот отплыл к острову Бохоль. Командование приняли на себя Барбоса и Эль-Кано.
Последний довел корабли до Испании и там же угодил под суд за мятежи и неповиновение. И хотя по справедливости именно Эль-Кано надо считать первым человеком, обогнувшим земной шар, однако все признают, что только благодаря энергичности и воле Магеллана этот поход вообще состоялся.
"В числе других добродетелей, - писал о своем капитане его историограф Антонио Пигафетта, - он отличался такой стойкостью в величайших превратностях, какой никто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, очевидно для всех".

Эль-Кано

Ни одного портрета Эль-Кано не сохранилось, а может быть, и не существовало. Датой рождения первого кругосветного мореплавателя называют либо 1487-й, либо 1476 год. Дату же смерти помнят - умер он в августе 1526 года. На гербе, дарованном ему королем, изображен земной шар, обвитый лентой, и девиз: "Рптиз ОгситдеШй! Ме" - "Первый обошел вокруг меня".
За девять лет до этого Эль-Кано как капитан и владелец корабля участвовал в испанской военной экспедиции против мавров. Денег за службу он по какой-то причине не получил, запутался в долгах и вопреки строжайшему закону продал свое судно иностранным купцам. Ему грозил арест, и он несколько лет скрывался от правосудия. Но желающих отправиться в плавание было не так уж много, и капитан-генерал Фернан Магеллан зачислил Эль-Кано в свою экспедицию.
О прежней жизни Эль-Кано мы знаем немного. По национальности он был баском, родился в портовом городке Гета. Вначале был боцманом, а затем штурманом. Кстати сказать, только после возвращения "Виктории", в 1523 году, Эль-Кано был амнистирован специальным королевским указом. Еще до начала экспедиции, когда король повелел провести специальное дознание о "засилье португальцев" среди участников экспедиции, Эль-Кано был одним из шести моряков, которые давали показания в пользу Магеллана. "Разумный и добродетельный человек, дорожащий своей честью" - так характеризовал тогда Эль-Кано капитан-генерала. Тогда же Эль-Кано показывал, что он сам "вполне доволен командой корабля, на котором служит штурманом, потому что это хорошая команда, доволен он и грузом, предназначенным его кораблю, и что он, кроме того, слышал от штурманов других кораблей, что они также довольны своими командами".
Вначале верный соратник Магеллана, Эль-Кано оказался впоследствии в числе мятежников, которые взбунтовались против капитан-генерала еще в самые первые месяцы плавания. Более того, он был одним из руководителей мятежа, поскольку мятежники именно его прочили в капитаны самого большого корабля - "Сан-Антонио".
Двоих мятежников тогда по приказу Магеллана четвертовали, двоих, покидая бухту Сан-Хулиан, оставили на берегу на верную смерть. Эль-Кано в числе сорока других также был приговорен к смертной казни. Но лишиться сразу стольких людей было невозможно, и Магеллан разжаловал его. Тогда без малого пять месяцев бывший капитан, скованный цепью с другими мятежниками, выполнял самую черную работу.
После гибели энергичного и неукротимого Магеллана его флот временно оказался в растерянности. Командование перешло к тем, кому доверяла команда. Всего через несколько дней после гибели капитан-генерала на экспедицию обрушился еще один страшный удар. Властитель соседнего острова Себу - один из самых ревностных новообращенных христиан - пригласил группу испанцев "на ужин", где все они - больше двадцати человек - были перебиты.
Оставалось слишком мало людей, чтобы вести три корабля, поэтому один из них, "Конселсион", испанцы сожгли. Оставшиеся два корабля, "Тринидад" и "Виктория", отправились к острову Тидор. Там шла война между мелкими князьками. Так как вождь соседнего острова Тернате вел торговлю с португальцами и пользовался их расположением, то вождь Тидора поспешил заключить союз с испанцами.
В одной из битв Барбоса и несколько матросов были захвачены в плен. Остальные корабли ушли, будучи не в силах выручить товарищей из неволи и оставив их на произвол судьбы.
Экипаж экспедиции быстро таял. "Тринидад" обветшал и давал сильную течь. "Виктория" оставила его среди островов под командой Эспино-са и ушла вперед. Эспиноса сделал было попытку вернуться в Америку, но затем повернул назад и кое-как сумел добраться до Молуккских островов.
Эль-Кано с сорока семью испанцами и тринадцатью туземцами отправился на "Виктории" через Индийский океан. Корабль давал течь и притом был сильно перегружен приобретенной в дороге большой партией гвоздики. Провизии у моряков было недостаточно. Из шестидесяти человек часть умерла от болезней, некоторые были казнены за провинности, многие убиты в стычках с туземцами. Несколько раз корабль подвергался нападению португальцев. Когда "Виктория" зашла за припасами на острова Зеленого Мыса, португальцы хотели задержать ее под предлогом выяснения истинного происхождения и названия корабля. Тогда Эль-Кано бежал из порта, оставив большинство своих людей на берегу.
8 сентября 1522 года, после трехлетнего отсутствия, "Виктория" причалила к набережной Севильи. Из пяти кораблей, отправившихся в кругосветное плавание, вернулся один, из двухсот сорока трех человек - восемнадцать, причем все они были измучены до крайности.
Моряки сошли на берег. Босые, одетые в лохмотья, по словам очевидца, "более худые, чем самая заморенная кляча", они шли, едва волоча | ноги, к церкви Санта-Мария де ла Виктория - туда, где три года назад они присягали на верность королю и Кастилии. Теперь они шли, чтобы вознести молитвы за упокой души Магеллана, погибших товарищей, чтобы возблагодарить Бога за свое спасение.
Сразу после прибытия "Виктории" в Севилью на берегу Гвадалквивира у Торре д'Оро состоялось народное празднество в честь мореплавателей. Возглавляемые священником, оборванные матросы брели по улицам города, неся зажженные свечи, которые им вручили горожане.
Немного времени спустя в Севилью вернулись тринадцать человек, оставленных на островах Зеленого Мыса. Через год до Испании добрались еще четыре человека с "Тринидада".
В день возвращения Эль-Кано написал краткое донесение на имя короля. Он сообщал об итогах экспедиции, о смерти Магеллана, беспокоился о судьбе своих товарищей, оставшихся на островах Зеленого Мыса.
"Обращаюсь к вашему величеству со смиренной просьбой вызволить из плена тринадцать человек, которые так долго служили вашему величеству, потребовать их освобождения, как людей вам нужных. Ведь и их заслуга есть в том, что мы на деле доказали, что Земля есть шар; поплыв на запад, мы обошли вокруг нее и вернулись с востока. Смиренно прошу ваше величество в признание тяжких трудов, голода и жажды, стужи и жары, которые наши люди терпели, верно служа вашему величеству, милостиво споспешествовать их освобождению и приказать выдать им их долю пряностей из груза, который мы доставили в Испанию".
Между тем от продажи привезенных Эль-Кано пряностей испанская корона получила - за вычетом всех расходов на снаряжение флотилии Магеллана - довольно значительную прибыль. Король был доволен главным образом тем, что теперь Испания получила реальные права (с королевской точки зрения) на Острова Пряностей. Через семь лет эти "права" будут проданы португальцам за 350 тысяч золотых дукатов. А пока король наградил всех моряков "Виктории", настоял на выдаче пленных, и через пять месяцев они вернулись на родину. Эль-Кано была назначена ежегодная пенсия в 500 дукатов и пожалован герб с гордой надписью.
Однако спустя некоторое время Карл V вновь начал подумывать об организации экспедиции к Островам Пряностей. Несмотря на все перенесенные тяготы, Эль-Кано был готов вновь уйти на долгие годы в плавание и с полным основанием предполагал, что именно ему будет поручено возглавить экспедицию. Но король предпочел назначить Лоай-су, а Эль-Кано назначил кормчим. Эль-Кано хотел получить "дарованную" пенсию, но король приказал отсрочить ее выплату до возвращения из второй экспедиции. Эль-Кано не было суждено вернуться из этого плавания.
Этот человек был честен в словах и поступках - и тогда, когда давал показания в пользу Магеллана, и тогда, когда согласился принять участие в бунте. Он был хорошим моряком и опытным навигатором, умел сохранять мужество в самых безысходных ситуациях. До нас дошло только его донесение королю, несколько малоинтересных прошений и его завещание: "Я, Хуан-Себастьян Эль-Кано, капитан, уроженец города Гетарии, больной телом, но здравый духом, изъявляю свою последнюю волю..."
Долго и тяжело умирал он от цинги. Лоайса умер на семь дней раньше, всего семь дней Эль-Кано был капитан-генералом.
Его заслуги не были достойно оценены при жизни. Наследники Эль-Кано четыре десятка лет вели тяжбу с испанской короной, но так и не получили дарованной королем пенсии. А затем Эль-Кано остался в тени Магеллана.
Конечно, нет нужды противопоставлять их имена. Магеллан задумал и добился осуществления экспедиции, он использовал теоретическую идею о шарообразности Земли и повел свои каравеллы на запад, чтобы достичь далеких восточных островов. Только благодаря настойчивости и фанатичной вере Магеллана был открыт пролив, который по праву носит его имя. И он впервые пересек океан, который называют Великим.
Однако первое кругосветное плавание на свой страх и риск осуществил Хуан-Себастьян Эль-Кано. Нужно было обладать исключительным мужеством и настойчивостью, чтобы довести до Испании одинокую каравеллу без заходов в порты.
Еще Колумб верил, что шесть седьмых поверхности Земли покрыто сушей, что от Испании до Сипанго 2400 миль. И только после плавания Эль-Кано стало ясно, какой величины наша планета, сколько на ней воды и сколько земной тверди. Можно без преувеличения сказать: 7 сентября 1522 года перед человечеством открылся мир.
Тогда, 7 сентября, в Севилье было воскресенье. "Значит, мы ошиблись надень", - записал штурман "Виктории" в вахтенном журнале. На их календаре была суббота. Конечно, он не ошибся. Они впервые установили, что, огибая земной шар с востока на запад, человек выигрывает сутки.
Для набожных моряков "Виктории" это было трагедией. Еще бы! Просчитавшись на день, они "ели мясное по пятницам" и "справляли пасху в понедельник". Босые, в рваной одежде, шли они в церковь, шли и для того, чтобы принести покаяние, чтобы замолить грехи, в которых повинно было вращение Земли.

Корабль Магеллана. XVI в.

21 октября 1520 Магеллан открыл пролив, названный впоследствии Магеллановым

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан1520 - португальский мореплаватель Фернан Магеллан открыл и впервые прошел пролив, названный впоследствии Магеллановым.
В сентябре 1522 года в испанскую гавань Санлукар-де-Баррамеда вошло сильно потрепанное судно. Истощенные, оборванные, измученные люди сошли на берег, опустились на колени и поцеловали родную землю. Это вернулось судно «Виктория», единственное из флотилии Фернана Магеллана, покинувшей гавань 20 сентября 1519 года. Первое судно, совершившее кругосветное путешествие. 18 моряков - вот все, кто остался из отправившихся в далекий путь 265 человек.

Флотилия из пяти небольших кораблей - «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория» - шла, чтобы отыскать  пролив  в Южной Америке, то есть более короткий путь из Испании в богатейшие страны - Индию и на Острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть под сороковым градусом южной широты. Он разработал проект экспедиции, который был отклонен португальским королем. Тогда Магеллан уехал в Испанию. Испанский король Карл I, заинтересованный в открытии нового морского пути в Индию, одобрил план Магеллана  и назначил его начальником большой экспедиции. При пересечении Атлантики Магеллан использовал свою систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучились. В конце декабря он достиг Ла-Платы, около месяца обследовал залив, но прохода в «Южное море» не обнаружил. Вместо него Магеллан увидел широкое устье реки Ла-Платы. Чем дальше корабли плыли к югу, тем становилось холоднее. Магеллан  решил перезимовать в бухте Сан-Хулиан. И здесь на следующую же ночь вспыхнуло восстание: три корабля из пяти вышли из повиновения. Мятежные капитаны потребовали, чтобы Магеллан  повернул обратно, в Испанию. Но Магеллан смог подавить мятеж. В августе 1520 года Магеллан  послал на разведку самое маленькое судно - «Сантьяго». Оно погибло, но люди, к счастью, спаслись. Так и не дождавшись хорошей погоды, Магеллан  покинул место зимовки и через два месяца оказался возле узкого скалистого прохода, совсем не похожего на  пролив. Однако корабли-разведчики вернулись через четыре дня с радостной вестью: пролив  найден! 21 октября 1520 года флотилия вошла в него и начала медленно продвигаться среди его извилистых берегов, пока перед флагманским кораблем не открылся неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной. Магеллан  назвал этот океан Тихим. Когда Магеллан блуждал в открытом им проливе, ему пришлось перенести новый удар: на самом большом корабле экспедиции «Сан- Антонио», где хранилось продовольствие всей экспедиции, взбунтовалась команда, и корабль повернул назад, в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов кончились. Моряки голодали, они ели крыс, воловью кожу, опилки, некоторые умерли от цинги. Наконец корабли достигли неизвестных островов, богатых и прекрасных. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь отважного адмирала. Он погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу местных правителей. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Многие моряки погибли, экспедиция лишилась двух кораблей - флагмана «Тринидад» и «Консепсьон». И лишь одна «Виктория» после многих тяжелых приключений добралась наконец до родной гавани. Так закончилось первое в мире кругосветное путешествие, имевшее огромное значение для науки. Экспедиция  Магеллана, обойдя вокруг Земли, подтвердила, что Земля - шар. Впервые европейцами был пройден Тихий океан. Открытый мореплавателями пролив, отделяющий Южную Америку от острова Огненная Земля, был назван Магеллановым. Именем Магеллана названы и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта. Судьбе Магеллана, его дерзкому подвигу посвящен роман С.Цвейга «Магеллан».

rian.ru, 21.10.06

6 Сентября 1522 г. корабль «Виктория» возвратился в Испанию

Корабль «Виктория» — единственный из пяти кораблей флотилии, снаряженной по приказу испанского короля Карла V и возглавлявшейся португальцем Фернаном Магелланом, — возвратилось в Испанию, совершив первое кругосветное плавание. На его борту находились капитан Себастьян дель Кано, 17 европейцев и 4 индейца. Сам Магеллан, бывший инициатором путешествия, призванного найти западный путь в Индию, на одном из островов Филиппинского архипелага был убит в апреле 1521 года в стычке с местными племенами.

Страниц: 1
Опубликовано: 25.01.18 | Просмотров: 289 | [ + ]   [ - ]   | Печать