Фото
West-Indies Вест-Индия
West-Indies Вест-Индия
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 549

Морские традиции

Носовая фигура
В далекие времена люди пытались задобрить, отвратить силы зла, олицетворявшие неизведанную и опасную стихию океана. При закладке судна и спуске его на воду, перед отплытием в дальний путь в море приносили жертвы богам. Жертвами на суше были военнопленные, в море — члены экипажа. Тот, на кого падал трагический жребий, должен был ценой своей жизни умилостивить богов, задобрить бушующую стихию.

Жертвами на суше были военнопленные, в море — члены экипажа. Тот, на кого падал трагический жребий, должен был ценой своей жизни умилостивить богов, задобрить бушующую стихию.

Позднее в жертву стали приносить животных. Даже в начале прошлого века капитаны парусных кораблей бросали, бывало, за борт корабельного пса, чтобы «сохранить» хорошую погоду.

Известны и другие приметы и обычаи. Бросит против ветра капитан свою старую фуражку — будет попутный ветер, хорошая погода. Рулевой ради этого должен был выбросить за борт старый ботинок!

Традиция жертвоприношения, конечно, в совершенно другой форме, сохранилась до наших дней. Ныне это, разумеется, не человеческая жертва и не жертва животного, и даже не золотая монета, которую закладывали когда-то в башмак 19 грот-мачты. Просто о форштевень 20 спускаемого корабля разбивается бутылка шампанского, без чего — поверьте! — не будет судну счастливого плавания.

В эпоху парусного судоходства нос кораблей украшали резными деревянными фигурами людей и животных, символизирующих жертву, принесенную океану.

Непростым делом было выбрать и название судна. Ведь имя корабля означало и его покровителя. Поэтому суда получали имена богов, полководцев, героев и святых.

А кто не знает забавной традиции «крещения» при переходе судном экватора? Этот обычай имеет древнее происхождение и восходит к тем временам, когда приносили человеческие жертвы, чтобы удачно пройти район рифов или свирепых штормов, благополучно миновать полосу штиля. Только так, считали мореплаватели, можно избежать грозной опасности, умилостивить силы природы.

С распространением христианства на смену жертвоприношению пришел обряд крещения в море. Ему подвергали членов экипажа и пассажиров, впервые оказавшихся в районе океана, внушающем страх. Надо сказать, что это был довольно опасный для жизни людей обычай. Сперва применяли килевание, которое нередко приводило к смерти. В XVII - XVIII вв. и в начале XIX в. килевание было и мерой наказания матросов. Провинившегося спускали в море с реи грот-мачты, протаскивали под килем корабля и вновь поднимали на рею уже с другого борта. Так как днище почти всегда покрыто ракушками, а сквозь доски выступают гвозди и болты, то человек получал опасные ранения. Случалось, тонули...

Жестокий обряд крещения проводили и таким образом: человека сталкивали в море с реи грот-мачты, трижды вытаскивали из воды и вновь погружали в нее.

В XIX в. при крещении стали просто обливать морской водой. В таком виде этот веселый обычай сохранился до наших дней.

Носовые украшения парусных судов

Фигуры, украшавшие форштевни парусников, когда-то символизировали жертву, которую приносили богам при выходе судна в первое плавание

19 Башмак — специальное гнездо, деревянное или металлическое, которое служит упором для мачт, стрел и др.

20 Форштевень (гол. voorsteven) — носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля. Ахтерштевень (гол. achtersteven) — кормовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Страниц: 1
Опубликовано: 27.02.17 | Просмотров: 536 | [ + ]   [ - ]   | Печать