Фото
Rio
Rio
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 225

Одиссея пенсионера Гвоздева

Евгений Гвоздев в последние часы перед отправлением в третью кругосветку
75-летний путешественник отправился в одиночное кругосветное плавание

В третий раз новороссийский пенсионер намерен обойти на яхте земной шар

Евгений Гвоздев в последние часы перед отправлением в третью кругосветку

Выйдя на пенсию, человек должен вроде бы остепениться. А Гвоздев из года в год отправляется один в кругосветные путешествия. Объясняет все это философски: "Я убежден, если женщина родила и воспитала ребенка, она исполнила все, что ей предначертано судьбой. Нам, мужчинам, надо совершить нечто такое, о чем не стыдно было бы рассказывать этому ребенку".

И тут же с улыбкой добавляет: мол, катается по морям-океанам, как на общественном транспорте, - по льготному пенсионному удостоверению. Солидных-то спонсоров у путешественника нет. Его дебютная кругосветка стартовала в декабре 1992 года, когда на яхте "Лена" он вышел в море из Новороссийска и четыре года провел на волнах.

- Яхту эту впервые увидел в программе "Поле чудес", ее там выставили как приз, - рассказывает Гвоздев. - И вдруг подумал: а что если на ней перейти, к примеру, через Атлантику? На удивление, в мое распоряжение предоставили этот прогулочный швертбот. Но не повезло чуть ли не с первой мили: шел из Греции в направлении на Италию, когда ночью начался штормовой ветер. Думаю, вернусь и стану на якорь. И промахнулся: попал на территорию Албании. Пограничники осмотрели яхту - и забрали деньги. Больше никуда не заходил, шел берегом.

До Лас-Пальмаса добрался, потеряв 22 килограмма веса, приобрел классический авитаминоз. Хорошо, в порту оказалось много судов с российскими моряками. Один отечественный экипаж взял на полное довольствие, а судовой врач вылечил от цинги.

Сомалийские пираты

После Атлантики путь Гвоздева лежал через Панамский канал. Доплыл до Сан-Хуана (острова в Пуэрто-Рико). Прибыл туда удачно: как раз отмечали пятьсот лет со дня открытия Колумбом Америки. Потом Тихий океан, Австралия. Задержался на шесть месяцев в Брисбене - как будто домой попал: русский клуб, русский центр, русская школа, храмы православные. Все по-русски говорят. После Австралии штурмовал Индийский океан. В тех широтах и встретился с пиратами.

- В Африке в штормовую погоду попал к печально знаменитым сегодня сомалийским разбойникам, - продолжает рассказ мореплаватель. - Утром пятого августа на рыбацкой лодке подошли к "Лене" несколько сомалийцев. Выяснив, что я один, попытались попросту сбросить в океан. Спас от верной смерти один араб. Он же уговорил взять паспорт и поплыть на лодке к деревне. Но спаситель сам оказался разбойником. На берегу подошли еще 12 человек, у каждого - по автомату Калашникова. Пока объяснял, кто я и откуда, лодка вернулась на "Лену", и яхта была ограблена начисто. Забрали не только деньги, но и двухмесячный запас продовольствия, практически все вещи. Даже ватные брюки 60-го размера и ключи от квартиры.

В Новой Каледонии две русские женщины подарили мне отличную аптечку с перевязочными материалами и лекарствами. Бандиты ею заинтересовались, начали спрашивать, что от чего. Пришлось превратиться в доктора Айболита и консультировать туземцев. Наверное, это на них подействовало, а, может, просто пожалели дефицитные в тех краях патроны. Потом было Красное море, Суэцкий канал, Кипр, Греция. Через Стамбул вернулся в 1996 году в Новороссийск.

Яхта на балконе

Вторую яхту пенсионер построил собственными руками на домашнем балконе. Ее длина 3,7 метра, а первая была 5,5. Что ж, какой балкон, такая и яхта.

Второе кругосветное путешествие он решил совершить через Магелланов пролив. В старые времена опытные моряки говорили: плаванье по этому проливу - одно из самых рискованных. Преодолев его, Гвоздев начал себя уважать как судоводитель.

Без чего никогда бы не состоялось кругосветное плавание, так это без людской доброты. Во втором путешествии сломался руль. Пока Евгений соображал, как исправить ситуацию, его выбросило на берег. Шесть часов в воде пробыл, чтобы яхту не разбило. Сжег всю пиротехнику. Наконец, подошли два рыбацких мотобота из Массау и помогли отремонтировать лодку. Прибыл к Стамбулу. А там еще во время первой кругосветки появились друзья. На моторной лодке подошли двое турецких ребят. Узнали, что кругосветку Гвоздев совершает в одиночку. Позвонили местному крупному начальнику. Отбуксировали яхту к причалу, он пригласил путешественника к себе в кабинет, поинтересовался:

- Босфор сумеешь пройти? Как с продуктами?

Вернувшись на яхту, Гвоздев обнаружил, что продукты уже доставлены. И в знак признательности рядом с российским поднял и турецкий флаг. Позже сюжет об этом показали по турецкому телеканалу.

- Что берете с собой наудачу? - поинтересовались корреспонденты "РГ".

- Вот эта кастрюлька идет уже в третью кругосветку. Это вещь для души - сейчас в ней нет надобности. Ведь можно взять хлопья из круп, которые достаточно заварить кипятком. Еще беру заветную бутылочку со спиртом, подаренную одним клубом капитанов. Вещь, очень даже необходимая в дороге. Для дезинфекции, понятно.

На прощанье мы пожелали опытному морскому волку попутного ветра.

Дословно

Из записей Евгения Гвоздева

Как мылся?

В длительном плавании на небольшой яхте с ограниченными запасами пресной воды умывание, стирка белья и баня - это серьезная проблема.

Когда выпадают дожди, можно искупаться, постирать бельишко и собрать водички про запас, но.... При переходе от Чили до Таити за три месяца не упало ни капли с небес. Пришлось два-три раза в неделю мыться морской водой, затем вытираться насухо полотенцем и "ополаскиваться" спиртом, еще на берегу разбавленным кипяченой водой.

Относительно обуви: в зависимости от времени года, района плавания и погоды на палубу выходил в хлопчатых носках, кедах или резиновых сапогах. Главное, чтобы было удобно, тепло, не скользило, не царапало палубу и чтобы при падении за борт "лапти" слетали с ног сами.

Что ел?

Рацион на день: крупы разные - 100 граммов, макаронные изделия и картофельное пюре - 100 граммов, печенье, сухари - 100 граммов, молоко сгущённое (порошковое), сливочное и растительное масло - 100 граммов, сахар, конфеты - 100 граммов, зеленый горошек, фасоль, бобы, огурцы консервированные - 100 граммов, консервы фруктовые, сухофрукты - 100 граммов, чай, кофе, соль, лук, чеснок, всевозможные приправы, поливитамины - в таком же объеме.

Рыбу сырую, вяленую и уху из нее ел почти ежедневно. Если перед выходом в плавание обзавестись комплектом рыболовных принадлежностей, то свежей рыбкой можно объедаться, пока не надоест.

Как переживал сильный шторм?

В открытом море (океане) в штормовую погоду убирал паруса, становился на плавучий якорь и... отдыхал. Естественно, перед выходом в море все предметы судового снабжения (якоря, канистры с водой, продукты питания и прочее) были уложены и закреплены с таким расчетом, чтобы не потерялись в случае переворота яхты.

В шторм, без парусов, без мотора, да еще на плавучем якоре яхта лишена возможности маневрировать и, чтобы ночью не угодить под форштевень проходящего судна, приходилось держать в постоянной готовности сигнальные ракеты и чаще осматривать горизонт.

rg.ru, 09.10.08

И сейчас уходит в третью

Евгений Гвоздев. Последние часы в Новороссийске перед отправлением в третью кругосветку

Его называют городским сумасшедшим. Выйдя на пенсию, человек вроде бы должен остепениться. А Гвоздев из года в год отправляется один в свои кругосветки.

И шутит: мол, катаюсь по морям-океанам, как на общественном транспорте, по льготному пенсионному удостоверению. Спонсоров у него нет. Правда, Гвоздев - бывший моряк, не один год отработавший на Каспии. Корреспондент "РГ" встретился с ним перед его выходом в третью кругосветку.

Спас "Калашников"

Российская газета: Евгений Александрович, как родилась идея?

Евгений Гвоздев: На яхте "Лена" я вышел в море в декабре 1992-го из Новороссийска. Четыре года меня носило по морям-океанам. Яхту эту впервые увидел на ЦТ в программе "Поле чудес", ее там выставили как приз. И вдруг подумал: а что если на ней перейти, к примеру, через Атлантику? На удивление, мне предоставили этот прогулочный швертбот в распоряжение.

РГ: Что было самым трудным в том плавании?

Гвоздев: Мне не повезло чуть ли не с первой мили: шел из Греции на Италию, когда ночью начался шторм. Думаю, вернусь и стану на якорь. И промахнулся: вместо греческой территории попал на албанскую. Пограничники осмотрели яхту и забрали деньги. Больше никуда не заходил, шел берегом.

До Лас-Пальмаса добрался, потеряв 22 кило и приобретя авитаминоз. Хорошо, в порту оказалось много судов с нашими моряками. Они принесли бананов, яблок, апельсинов, овощей. Один теплоход взял на довольствие, а судовой врач вылечил от цинги.

РГ: Грабили вас еще где-нибудь?

Гвоздев: Скорее, наоборот. Когда пошел через Атлантику, то первым человеком, который меня встретил в порту Бриджтаун (Барбадос), был член местного яхт-клуба Норман Фери. От скуки он разглядывал в бинокль горизонт, увидел яхту с российским флагом и тут же приплыл на маленькой шлюпке знакомиться. Местные портовые власти за оформление документов потребовали 25 долларов. Представляете, их тут же собрали тамошние яхтсмены. Из всех чиновников, которые встретились мне за годы плаваний в разных странах, процентов 70 - нормальные люди, остальные 30 норовят поправить свое благополучие за чужой счет. И разговаривать приходится, либо позолотив ручку, либо брать измором.

Поскольку я решил, что на всю эту ненасытную толпу пенсии все равно не хватит, пришел к выводу: никогда не спешить вытаскивать из кармана кошелек. И такая тактика обычно срабатывает.

РГ: А как вы до Австралии умудрились добраться?

Гвоздев: После Атлантики мой путь лежал через Панамский канал. Доплыл до Сан-Хуана (острова в Пуэрто-Рико). Прибыл удачно: как раз отмечали 500 лет со дня открытия Колумбом Америки. Земляки организовали Общество друзей Евгения Гвоздева. Потом - Тихий океан, Австралия. Задержался на полгода в Брисбене - будто домой попал: русские клуб, центр, школа, храмы православные. Все по-русски говорят. После Австралии пошел в Индийский океан.

РГ: С пиратами в тех широтах пришлось встречаться?

Гвоздев: В Африке в шторм попал к сомалийским разбойникам. Тот день я хорошо запомнил. 5 августа на рыбацкой лодке подошли к "Лене" несколько сомалийцев и, выяснив, что я один, попытались выкинуть в океан.

Спас какой-то араб, прикрыв от автомата. Он же уговорил меня взять паспорт и поплыть на лодке к берегу, якобы в деревню. Но спаситель сам оказался разбойником. Ко мне подошли еще 12 человек, у каждого - по "Калашникову". Пока объяснял, кто я и откуда, лодка вернулась на "Лену" и яхта была ограблена начисто. Забрали не только деньги, но и двухмесячный запас продовольствия, практически все вещи. Даже ватные брюки 60-го размера и ключи от квартиры.

РГ: И как удалось спастись?

Гвоздев: Решил взять их спокойствием. Ну, говорю, не можете вы расстрелять русского из автомата Калашникова. В Новой Каледонии две русские женщины подарили аптечку. Бандиты ею заинтересовались: что от чего. Пришлось превратиться в доктора Айболита и консультировать туземцев. Наверное, это на них подействовало, а может, просто пожалели патроны. Потом было Красное море, Суэцкий канал, Кипр, Греция. Через Стамбул в 1996 году вернулся в Новороссийск.

Второй поход

РГ: Чем отличалась вторая яхта от первой?

Гвоздев: Вторую построил собственными руками на балконе. 3,7 метра - ее длина, а первая была 5,5 метра.

РГ: Почему такая маленькая?

Гвоздев: Какой балкон, такая и яхта. И вот вторую кругосветку решил совершить через Магелланов пролив. В Аргентине один парень сбегал в магазин товаров для яхт: "Там какой-то русский псих на прогулочной лодке хочет через Магелланов пролив пройти". Пришел владелец магазина: правда ли? В итоге через 15 минут я получил новый мотор и канистру масла в подарок. С этим мотором и преодолевал Магелланов пролив. После этого начал себя уважать как судоводителя.

РГ: Соотечественники за границей помогали вам часто. А такую помощь, как от аргентинцев, еще где-то получали?

Гвоздев: Во втором путешествии однажды сломался руль. Пока соображал, как исправить, на берег выбросило. Шесть часов в воде пробыл, чтобы яхту не разбило. Сжег всю пиротехнику. Наконец подошли два рыбацких мотобота из Массау и отремонтировали лодку. Дальше маршрут пролегал через Суэцкий канал, затем - Стамбул. На моторке подошли двое турецких ребят, узнали, что совершаю плавание в одиночку. Позвонили местному крупному начальнику, он пригласил к себе: "Как с продуктами?"

Вернувшись на яхту, обнаружил, что продукты уже доставлены. В знак признательности рядом с российским я повесил и турецкий флаг.

РГ: Приходилось, наверное, и политиком быть?

Гвоздев: Во втором путешествии встретился с тем же турецким начальником. Чем отблагодарить? Предложил позвать журналистов. Когда те приехали, я демонстративно перед камерой снял турецкий флаг со своей яхты и сказал: "Этот флаг мне подарил Джахид в 1996 году. Это единственный турецкий флаг, который прошел на российской яхте вокруг света". И попросил навести объектив камеры на своего друга. Съемку показали по ТВ. Он был очень доволен.

РГ: Что берете с собой для удачи?

Гвоздев: Вот эта кастрюля идет уже в третью кругосветку, в ней кашу варю. Это вещь для души. Хотя сейчас в ней уже нет надобности. Ведь можно взять хлопья из круп, которые заварил кипятком и ешь. Вообще сейчас яхта перегружена. Есть фотоаппарат, ружье для подводной охоты. Еще беру заветную бутылочку со спиртом, подаренную одним клубом капитанов. Вещь очень необходимая в дороге. Для дезинфекции, понятно.

Из опыта Евгения Гвоздева

Как мылся?

В долгом плавании на небольшой яхте с ограниченными запасами пресной воды умывание, стирка белья и баня - серьезная проблема, и решать ее (частично) приходилось на берегу. По дешевке покупал шампунь, стиральный порошок, одеколон, спирт, бумажные и марлевые одноразовые салфетки, вату, дезинфицирующие средства и прочее. Сразу после выхода в океан на яхте устраивал генеральную уборку и дезинфекцию.

Когда выпадают дожди, можно искупаться, постирать белье и собрать водички про запас, но... На переходе от Чили до Таити за три месяца с небес не упало ни капли. Пришлось мыться морской водой, вытираться полотенцем и в заключение "ополаскиваться" ватным (марлевым) тампоном, смоченным одеколоном или спиртом, еще на берегу разбавленным водой. На солнце, на ветру, от океанской воды и пропитанных солью веревок через месяц кожа на руках начала трескаться, и пришлось ежедневно по 10-15 мл драгоценной влаги тратить на них.

Относительно обуви: в зависимости от времени года, района плавания и погоды на палубу выходил в носках, кедах или резиновых сапогах. Главное, чтобы было удобно, тепло, не скользко и чтобы при падении за борт "лапти" слетали с ног сами.

Что ел?

Рацион на день: крупы, макароны и картофельное пюре; печенье и сухари; молоко сгущенное (порошковое), сливочное и растительное масло; сахар, конфеты; зеленый горошек, фасоль, бобы, огурчики (консервированные); консервы фруктовые, сухофрукты; чай, кофе, соль, лук, чеснок, приправы, поливитамины - всего по 100 граммов.

Рыбу сырую, вяленую и уху из нее ел ежедневно. Если перед выходом в плавание обзавестись комплектом рыболовных принадлежностей (крючки, лески, поводки, наживка, гарпун, ружье для подводной охоты, да и сетка не помешает), то свежей рыбой можно будет объедаться, пока не надоест.

Как вести себя на яхте в сильный шторм?

В открытом море я убирал паруса, становился на плавучий якорь и... "отдыхал". Перед выходом все предметы (якоря, канистры с водой, продукты питания и прочее) были уложены и закреплены так, чтобы при перевороте яхты они не могли сместиться с места.

В шторм, без парусов, без мотора, да еще на плавучем якоре яхта лишена возможности маневрировать, и, чтобы ночью не угодить под форштевень проходящего судна, приходилось держать в постоянной готовности сигнальные ракеты и чаще осматривать горизонт.

rg.ru, 23.10.08

Страниц: 1
Опубликовано: 07.06.17 | Просмотров: 178 | [ + ]   [ - ]   | Печать
 
 
© 2017 All right reserved Sail1.ru