Фото
Правительственная яхта штатгальтера Голландии
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 549

Века угнетения

В древности экипаж морских кораблей, обычно парусно-весельных, состоял из свободных граждан, которые были одновременно и воинами, и гребцами.

С возникновением первого классового общества — рабовладельческого, изменился состав экипажа. Капитаном был владелец судна — рабовладелец, офицерами — свободные граждане, в основном из зажиточных семей. Воинов и матросов, работавших с парусами, набирали из низших слоев общества, гребцов — из рабов, военнопленных или каторжников.

Незыблемость такой иерархической системы поддерживалась жестоким режимом, установленным на гребных судах. До нас дошли семь сводов правил, регламентировавших обязанности и поведение экипажа галеры XVI в., раздельно для капитана, офицеров, унтер-офицеров, матросов и гребцов первой, второй и третьей категорий. Гребцы, прикованные к скамьям, по три-пять человек на каждой, сидели на веслах иногда по 10 - 12 часов подряд. Бичи надсмотрщиков частенько опускались на их плечи. Рабов на галерах использовали в качестве гребцов до конца XVII в. 14 Еще в 1685 г. Людовик XIV ссылал на галеры своих подданных-гугенотов. 15

Положение экипажа на борту парусных судов было столь же бесправным. Капитан мог заковать в кандалы и даже убить матроса.

В длительных плаваниях люди испытывали тяжкие лишения. Скудно и однообразно питались, в основном солониной, соленой рыбой, сухарями, но и этого не всегда хватало. Пресную воду получали строго ограниченными порциями. Ее хранили в деревянных бочках или цистернах, поэтому она быстро портилась.

И ко всему — каждодневная тяжелая физическая работа на помпах, с такелажем, на мачтах и реях с парусами, постоянные болезни — цинга, тиф, — от которых умирали.

Немногие добровольно соглашались служить на подобных парусниках. И тогда специальные вербовщики подпаивали молодых людей в портовых пивных, давали им задаток и силой доставляли на борт судна. В некоторых странах заключенных, согласившихся служить матросами, освобождали из тюрем, иногда даже объявляли о «помиловании», «прощали» преступления. Поэтому долгое время, вплоть до XIX в., на судах были нередки бунты и дезертирство.

Появление капиталистических производственных отношений способствовало закабалению моряков, также как превращению крепостных крестьян в наемных рабочих. Рабочий день моряка длился по 18 часов. В котельных отделениях на железных пароходах, которые заменили деревянные парусники, температура достигала 60 - 70°. Пища, как правило, была плохой. В плавании моряку приходилось покупать предметы первой необходимости в судовой лавке, где все продавалось втридорога, это приносило судовладельцу дополнительный доход.

Помещения команды располагались в носовой части судна. Это были мрачные кубрики, в которых обитали крысы и другие паразиты.

За свой каторжный труд в конце XIX в. в Германии матрос получал всего около 45 марок в месяц. Но платили морякам жалованье только за время рейса.

С приходом в родную гавань команда оставалась без работы, фактически моряки имели заработок лишь в течение десяти месяцев в году.

На современных комфортабельных судах жизнь стала иной. Однако в капиталистических странах все еще существуют «продавцы душ», которых так красочно описал в своих произведениях Травен. 16

И все же условия работы и жизни моряка даже на самых совершенных судах нельзя сравнить с условиями, в которых находится рабочий на берегу.

В этом одна из причин большой текучести экипажей судов во всех странах мира. Моряк без специального образования к двадцати пяти — двадцати восьми годам меняет свою профессию и ищет работу на берегу. Но и у командного состава есть свои заботы. Ведь жизнь людей на море ставит не только профессиональные, но и социальные, бытовые вопросы, полностью разрешить которые можно только в условиях социалистического общества.

14 В России ссылали на галеры и при Екатерине II. В Европе каторжников ссылали на галеры еще в первой четверти XIX в., вплоть до того времени, когда пароходы окончательно вытеснили гребные суда.

16 Гугеноты (фр. huguenots) — сторонники кальвинизма во Франции в XVI - XVIII вв., протестанты. В 1685 г. король Франции Людовик XIV лишил их свободы вероисповедания. (Кальвинизм - протестантское вероучение, получившее название по имени Ж. Кальвина и возникшее как протест против римско-католической церкви). Гугеноты вынуждены были либо перейти в католичество, либо покинуть Францию. Лишь в период французской буржуазной революции XVIII в. получили равные права с католиками.

16 Б. Травен (B. Traven, 1890 - 1969 гг.) — псевдоним немецкого писателя Торсвана. Считается доказанным, что юность и начало творчества Травена связано с Германией; в 1917 - 1920 гг. под именем Рет Марут издавал антиимпериалистический и антинационалистический журнал. После разгрома Баварской советской республики был арестован, но бежал. Под своей подлинной фамилией Торсван вел деловые переговоры с издателями, выдавая себя за доверенное лицо писателя Травена. Писательская известность пришла к Травену с выходом в свет романа «Корабль мертвых. История американского матроса» (Русский перевод его вышел в 1929 г. под названием «Корабль смерти»). В Германии этот роман Травена, как и последующие его книги, были запрещены после 1933 г. Многие произведения Травена посвящены Мексике и судьбе мексиканских индейцев.

Страниц: 1
Опубликовано: 27.02.17 | Просмотров: 381 | [ + ]   [ - ]   | Печать