Фото
На вёслах через Атлантику
На вёслах через Атлантику
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 549

Управление судном

Капитанский мостик
Управляют судном в море и при маневрировании в гавани с ходового мостика, расположенного на высокой надстройке. Это место капитана и вахтенного офицера.

С ходового мостика открывается хороший обзор на нос, корму и по бортам судна. Основные приборы и инструменты для управления судном и кораблевождения находятся в закрытой части мостика — в ходовой рубке. Здесь штурвал для управления рулем и приборы, показывающие углы его перекладки, репитеры гироскопического компаса, магнитный компас и машинный телеграф, при помощи которого подают команды в машинное отделение. Кроме того, в штурманской рубке установлены эхолот, радиолокатор и радиопеленгатор, которые служат для кораблевождения. Как правило, штурманская рубка находится на мостике и примыкает к ходовой рубке.

Для определения места корабля по маякам и береговым ориентирам и курсовых углов на встречное судно, буи и т. д. на крыльях ходового мостика размещены репитеры гирокомпаса с пеленгаторами. На ходовом мостике есть также специальный сигнальный пульт, передающий информацию о состоянии отсеков и помещений судна. Если в том или ином месте возникнет пожар или начнет поступать вода, то на пульте немедленно загорятся лампочки. По ним капитан или вахтенный штурман определят, где это случилось. Таким образом, с мостика сразу же можно дать сигнал тревоги и организовать борьбу с аварией.

Вахтенные штурманы самым тщательным образом ведут прокладку пути судна и всегда могут сообщить его местонахождение. Для этого они определяют положение судна по береговым ориентирам, астрономическим способом (по небесным светилам) и радионавигационными методами. Чтобы узнать место судна по светилам, штурман должен обладать глубокими знаниями мореходной астрономии, быстро производить расчеты, свободно оперировать со специальными логарифмическими таблицами. Навыки вычислений приобретаются не сразу. Проходит немало времени, прежде чем курсанты мореходных училищ начинают делать их безошибочно. Для определения места радионавигационным способом, кроме пеленгования обычных радиомаяков, применяют разнообразные радионавигационные системы, например «Декка» и «Лоран».

Передатчики системы «Декка» расположены на побережье и имеют радиус действия 300 миль. Для определения места в точке приема измеряется разность фаз двух волн, излучаемых береговыми передатчиками. Потом на карте проводят линии равного значения разности фаз (они представляют собой гиперболы), в точке пересечения которых и находится судно. Система «Декка» позволяет определить его местоположение с точностью до 110 - 250 миль ночью и 350 - 400 днем.

Широко применяется в радионавигации система «Лоран». С ее помощью измеряют промежуток времени между моментами прихода двух коротких импульсов, синхронно посылаемых двумя береговыми станциями, удаленными друг от друга на значительное расстояние. Место судна лежит на пересечении двух гипербол, которые, как и при работе с «Декка», выбирают на специальной карте. Передатчики системы «Лоран» действуют в радиусе 800 миль и особенно широко применяются в Северной Атлантике.

Кроме этих радионавигационных систем, используют систему типа «Омега». Она состоит из семи станций, которые позволяют определить место в любом районе Мирового океана.

Большие изменения произошли с появлением специальных навигационных спутников, которые позволяют в течение двух минут вычислить координаты судна. Конечно, для этого на судне должна быть установлена соответствующая аппаратура.

Капитанский мостик

Страниц: 1
Опубликовано: 03.11.18 | Просмотров: 106 | [ + ]   [ - ]   | Печать