Фото
Gulf of Finland Финский залив
Gulf of Finland Финский залив
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 222

Находка археологов подтвердила, что Геродот не был лжецом

Кладбище кораблей, найденное в Средиземном море недалеко от Александрии, позволило учёным глубже изучить древние технологии судостроения
Древнегреческого мыслителя Геродота, которого часто именуют отцом истории, кто-то считает и лжецом: слишком мало известно о нём самом и слишком много подробной информации по совершенно разным вопросам он приводит в своей «Истории».

Существует мнение, что Геродот даже никогда не покидал пределы родной страны. Однако российский египтолог Александр Белов, участвовавший в исследовании затонувшего не так далеко от Александрии древнеегипетского речного судна, установил, что в описаниях технологий судостроения Геродот проявил себя настоящим учёным, внимательным к мельчайшим подробностям.

Знаменитая «История» Геродота, повествующая о древнегреческих войнах, попутно раскрывает массу полезной информации о культуре стран – противниц Древней Греции. В частности, книга 2, «Евтерпа», описывает быт древних египтян, их религиозные обычаи, географию, фауну страны и в особенности Нила, а также судов, бороздивших его воды. О последних в «Истории» говорится, что нильские речные корабли («барис») делались из коротких досок, древесина для которых бралась из акации, а единственный судовой руль проходил через киль, то есть работал по принципу осевого. Но возможностей проверить истинность того, что тысячи лет назад якобы документировали величайшие умы своего времени, у современных учёных, к сожалению, не так много. Впрочем, Фортуна, (а может, какие-то другие покровители удачи и мудрости) иногда всё же приоткрывает завесу истории.

Так, в ходе экспедиции 2009–2011 годов, организованной Европейским институтом подводной археологии (IEASM), Франция, у побережья Средиземного моря в 25 километрах от Александрии на месте затонувшего древнеегипетского города Гераклион (Тонис) было обнаружено более шестидесяти кораблей, датированных VI–II веками до нашей эры. Суда представляют собой речные барки, конструкция которых весьма схожа с «барисом», описанным Геродотом («История», 2.96). По всей видимости, корабли были умышленно затоплены для блокирования доступа к порту в тяжёлые времена. Корабль, получивший при исследованиях номер 17, был на ходу в V–IV веках до нашей эры. При этом его устройство, в частности конструкция судового руля, близко к таковому у судов, изображённых на барельефах и сохранившихся в моделях Среднего Царства – более ранней эпохи в развитии Древнего Египта. В период Нового Царства государство в целом находилось в стадии расцвета: египтяне уже строили по новым для того времени технологиям военные суда, которые можно видеть на древнейшем изображении морской битвы на стенах храма Рамзеса III в Мединет-Абу. Однако к концу этой эпохи, после правления 18-й династии фараонов египтяне уже не так быстро продвигались в своём техническом развитии, хотя имели тесные контакты с различными морскими державами, в том числе и с финикийцами, не последними кораблестроителями. Судно 17, которое, по мнению учёных, было построено уже в период Позднего Царства, и вовсе оказалось слишком традиционным, если не сказать древним для своей эпохи.

Схема_древнеегипетского_речного_судна Схема древнеегипетского речного судна, бороздившего Нил в VI–II веках до н.э.

Оно было найдено на территории, закреплённой для исследований за Европейским институтом подводной археологии, однако изучением корабля детально занимается Александр Белов, сотрудник Центра египтологических исследований РАН. В интервью корреспонденту STRF.ru он так прокомментировал технологическую отсталость находки: «Действительно, уже в 18-й династии у египтян в Мемфисе работали финикийские корабелы, и, похоже, египтяне частично переняли их технологии. Но это касается прежде всего морских судов, не речных. Речные были традиционными и в греко-римское время. Так что тут надо проводить различие между новейшими военными и морскими судами и речными, которые продолжали строить “по старинке”».

Конструкция_древнеегипетского_судна Особенное техническое решение (шахта) никогда ранее в египетском судостроении не фиксировалось ни на моделях, ни в конструкции известных древнеегипетских судов. О нём можно было узнать только из «Истории» Геродота

Один из любопытных элементов конструкции судна 17, как раз олицетворяющий древнюю технологию речного судостроения, – судовой руль. Рули современного типа, полностью прилегающие к корпусу корабля, начали делать только в Раннем Средневековье. До тех пор использовались так называемые латинские (парные) рули или (наиболее древние) рулевые вёсла. Латинские рули крепились по обоим бортам судна, но имели уже две точки крепления к корпусу, в отличие от рулевых вёсел. В то же время в киле корабля 17 обнаружены два последовательно расположенных отверстия практически одинакового диаметра. Благодаря анализу конструкции можно сделать вывод, что речь идеё о шахтах осевого руля. Этот тип руля отличается от латинского тем, что крепится по продольной оси судна, но при этом тоже имеет две точки опоры, как и латинский (обычно корпус и вертикальная опора). Осевой руль более характерен для речных судов, при этом он начал применяться весьма давно: например, в Древнем Египте такая конструкция встречалась ещё в третьем тысячелетии до Рождества Христова. Древние осевые рули известны не только в Египте, но и в других регионах мира, например в Китае. Однако это техническое решение (шахта) никогда ранее в египетском судостроении не фиксировалось ни на моделях, ни в конструкции известных древнеегипетских судов. Из двухмерных рельефов, изображающих корабли, этой информации получить нельзя. Так что это совсем новое открытие сравнить можно только с описанием Геродота, в чём особая ценность его информации. Половина исследователей не верила ему в том, что руль проходил сквозь киль, и его слова истолковывали на свой лад.

Кладбище_кораблей_Средиземное_море

Кладбище_кораблей_Средиземное_море Кладбище кораблей, найденное в Средиземном море недалеко от Александрии, позволило учёным глубже изучить древние технологии судостроения

«Наиболее важные сведения, которые даёт корабль № 17, – это то, что в Позднем периоде (664–332 гг. до н.э.) египтяне продолжали строить свои речные суда согласно древним традициям, – отмечает Александр Белов. – Египетское судостроение имеет ряд свойственных только ему уникальных черт, и многие из них отражаются в найденном корабле. Это прежде всего касается древесины для постройки. Корабль сделан из акации – это очень твердая и капризная порода, нигде, кроме как в Египте, её не использовали массово для судостроения. Затем – серповидная форма корпуса и использование очень коротких досок (в среднем всего 2 метра длиной). Осевой руль встречается в Египте с 6-й династии Древнего Царства и тоже применён на данном корабле, который датируется началом V – серединой IV века до нашей эры. Само по себе техническое решение шахты руля весьма оригинально, и это первая находка подобного рода. В целом можно сказать, что перед нами древняя технология, но усовершенствованная, по всей видимости, только в конце Нового Царства. Данная конструкция имеет параллель в современном руле “подвесного типа”».

Таким образом, находка египтологов подтверждает широту знаний Геродота и служит доказательством тому, что великий историк собственными глазами видел то, что описывал в своей фундаментальной работе, не потерявшей ценности спустя почти полторы тысячи лет.

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=362&d_no=61039#.VvhYYdKLTGg

Опубликовано: 31.08.13 01:59 | Просмотров: 677 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Тэги : Египет
Рекомендуем
Доступно только пользователям

Вход

Имя:

Пароль:



Забыли пароль?

Регистрация


 
 
© 2017 All right reserved Sail1.ru